Обзор 3. Once (2004)

Ну что ж. Обещала – значит пиши. Вот я и пишу.. рецензию на Once. Хотя пылу у меня что-то поубавилось, наверное давно не слушала. Зато читала другие высказывания на эту тему. Самое замечательное, что я согласна со всеми (хоть сколько-нибудь обстоятельными) мнениями, как бы противоречивы они ни были. Теперь вот пишу свой вердикт (и да простит меня GG), он опять обещает быть огромным, ибо такой шедевр как двумя словами не опишешь, а то и пытаться не стоит. Моя рецензия разумеется не оценка музыкального критика, а скорее попытка самой разобраться в своих ощущениях. Поэтому если мой ассоциативный ряд покажется кому-то непонятным и чересчур субъективным, то как я уже сказала, более разумное отражение тех же самых мыслей он найдет в других рецензиях. Мне же кажется, что прямое выражение чувств и ассоциаций, не прошедших обработку разумом (т. е. “ярлыками”) будет правдивее. К тому же сам Холопанен говорит, что воздействует прежде всего на наши чувства. Опять же, как кто-то заметил рецензии часто превращаются в рассказ о том, “как я послушал такой-то альбом”. А чем, простите, они должны быть. Ибо вне ситуации в которой человек слушал и оценивал альбом, мы просто не поймем его выводов. У меня на этот счет (в какой ситуации что слушать) своя теория ;) Но если я буду её обосновывать, это потянет на целую диссертацию.

Начать надо с того, что это для меня “особенный” найтвишевский альбом. Во-первых, потому, что первый купленный лицензионный, с красивым буклетом. Тут конечно можно порассуждать об оформлении как о неотъемлемой составляющей восприятия, обрушиться на хулителей этого самого оформления (видят боги, на форуме nightwish.com.ru таких оказалось немало) и т. д. Но что-то не хочется. Мне всегда особого дела не было до оформления, а если сказать иначе: мне нравится все без исключения (хотя Oceanborn вне конкуренции). На новом буклете просто поразил Юкка без платочка – красавец писаный. Я даже первый раз приняла его за Марко. А так... группа пускает пузыри... новый шрифт… хорошо. Я слушаю, листая буклетик, внимательно изучаю все благодарности и т. п.

Во-вторых, Once необычен для меня из-за того, что я от него что-то ожидала. То есть, прошлые альбомы попали ко мне в руки гораздо позднее релиза, поэтому я их не ждала, не думала: “а что там такое будет”. Просто включала на свежую голову. А за тем как писался Once, я следила, следила за обещаниями Маэстро. Поэтому у меня было с чем сравнивать.

Итак, первый раз я вставила его в плеер где-то за полночь, едва добравшись до своей каюты на пароме Георг Отс. Первое впечатление: “что-то не то”. И тут я начала слушать его немереное число раз, в разное время, в разных местах, на разной громкости, с разными настройками звучания, с причем каждый раз впечатление менялось. (хех, когда кто-то рядом с тобой слушает это через наушники, и сквозь них прорывается только вокал Тарьи и неясный гул всего остального, музыку узнать просто невозможно, что придает её еще большее очарование). Это еще раз доказывает, что вещичка под названием Once весьма многогранна и не проста. Сейчас включу его снова и придется вам довольствоваться именно этим (уж не знаю каким по счету) впечатлением.

Первые разы и впрямь похоже на Century Child. Но там был сингл “Bless the Child”, который примирил для меня Century Child и остальные альбомы. А вот “Nemo” это не удалось. Сингл совсем не дал представления об альбоме, и я ждала худшего. Но GG оказался прав: альбом меня совсем не убил, напротив…

Итак, музыка. Она всегда была для меня у Найтов на первом месте, по крайней мере, до Century Child. (Я с трудом воспроизведу лирику первых альбомов, но рассказывать о чем песни я могу до бесконечности, мне понятно без слов. Музыка захватывает настолько, что не оставляет им места.)

Сначала кратко пройдусь по песням. Что-то определенное о каждой песне я могу сказать, лишь слушая её в настоящий момент. После все они сливаются в неделимый альбом.
Dark Chest Of Wonders. В первый раз, еще до концерта мне она понравилась очень даже. Я нашла сходство с “Bless the Child” , пару риффов из HIM и клавиши из Rammstein. Сейчас я всего этого в упор не слышу. На концерте песня не понравилась. Тут главное оркестр, а на концерте его не было. И вокал Тарьи мне не понравился. Зачем Маэстро заставляет её петь так? У меня есть две версии. Или он на неё за что-то очень обиделся и таким образом отомстил, или бережет её “нежное горлышко”, ибо тур обещает быть напряженным и продолжительным. ;) ;) ;)
Wish I Had An Angel . Напоминает припевом старое хэви а-ля Manowar. Но вот пошел “классический Найтвиш” – поет Тарья, стучат барабаны... и всё снова некстаи. И тут вступает в припеве Марко и на первый взгляд начинается однообразная рубиловка, которая так раздражает, если долго и непрерывно слушать все творчество Manowar. Но именно она в “Wish I Had An Angel” и нравится! Я в восторге от Марко. Никогда не была против мужских вокалов в этой группе. Чем разнообразнее тем лучше. Там, где “Last dance, first kiss”, очень красивый мотивчик. “Beauty always comes with dark thoughts”…Так разрешился мучивший меня с концерта вопрос, откуда эти слова (они выведены на спине Once–футболки). Еще в этой песне мне нравятся звуковые эффекты, типа “смехов и вздохов”. Очень кстати и оригинально.
Nemo. Песня так непонравившаяся мне на сингле. Что ж здесь, когда она на своем месте, она не просто нравится, она трогает. Может я просто привыкла. Ведь мне даже “Funeral of Heart” (каюсь) понравилась, когда только её со всех каналов и из всех окон год назад было слышно.Нет, “Nemo” - это просто красивая мелодия. Независимо от обработки, которая так важна в прочих творениях Маэстро. Именно этим объясняется наличие двух версий у песни: Маэстро никак не мог сделать окончательного выбора. Мне одинакова нравятся оба варианта.
Planet Hell. О, с первого прослушивания песня мне очень понравилась. Здесь всего “положено” по моему вкусу – идеальная консистенция… от начала до конца. Как мне не хватало вот такой песни когда я слушала Wishmaster. А теперь, после неоднократного прослушивания, не очень задевает. Чересчур идеально... Ведь согласитесь, как приятно неожиданно полюбить песню, которую раньше терпеть не мог. Итак, “на расстоянии” я буду вечно любить эту песню, но при прослушивании она уже не задевает.
Creek Mary’s Blood. Эх. Это называется экзотика. Экзотический язык, вокал, инструмент. К этой песне я испытывала большой интерес… Вокал Тарьи, кажется, стал самим собой еще с предыдущего трека. Это не может не радовать…
Вот сижу и думаю, когда же она, эта песня, кончится… Пролистнуть что ли. Медляк, красиво, но скучновато (хотя сначала мне и Sleeping Sun казался скучноватым). Вокал индейца… ну и что нам ваш индеец! Если бы вы на концерт его привели. А то только для экзотики… Уж лучше бы попросили Эмпу что-нибудь речитативом прочитать или Юкку, раз herra Holopainen сам так критически относится к своему вокалу. Что-то список моих претензий к г-ну Холопайнену становится угрожающе длинным. Остается как Лютеру пойти и прибить свои 95 тезисов на двери китейского собора (церквушка на фото из Китее, которое можно найти в отчете о концерте-презентации альбома Once здесь - примеч. GG).
The Siren. Над историей создания песни (Туомас сходил в кино на “Синдбада-морехода”) я только хихикнула. Ну сирены были в его творчестве еще с “Elvenpath”. Torn как-то назвал Тарью во время исполнения “Deep Silence Complete” сиреной. Вот нам и сирена улыбается с фотографии, слухнём!
О-о-о-о. Вступление ту-ту-ту-ту-ту-ту, сейчас будет “Время вперед”. Меня заводит. Сейчас буду трясти хаером. А нет. Не буду. Как потрясающе поет Тарья. Нет, это инструмент придает такое очарование её голосу.. А не все ли равно. Марко.. о, теперь он слегка не в тему. Тут бы так спеть как Холопайнен в “Плотнике”. Или хотя бы чтоб грохот не перебивал вокал Марко. И “Come to me” тоже можно вывести на первый план. И сделать диалог как в “Kinslayer’e”.
Самой смешно! Что бы было, если бы Холопайнен меня впрямь послушался. Умолкаю, ибо песня прекрасна. Узнаю старый добрый Найтвиш по гитарам его. Эмпу, вернее. Оп-па, да он тут соавтор. Давно пора.
Фото всей группы знаменует середину буклета и альбома. Первая, “неровная”, экспериментальная часть, сменяется более “гладкой” и мощной второй.
Dead Gardens. Когда еще до прослушивания я читала тексты, я от этой песни ждала многого. И не обманулась. Главное то, что это главное на месте (т. е. вокал Тарьи). Вот All_Bragg заметил, что песня без души... Не сказала бы. Просто немелодичный тяжеляк…Из-за этого слегка однообразный. Но вокал компенсирует это с лихвой. Пожалуй, песня концертная. Басы и ударные отрываются на славу. А в целом не особенно примечательно.
Romanticide. На первый взгляд, похоже на предыдущую композицию. Но это не так! Нет.. все живей и разнообразней. “Tell me why”… О-о-о , небольшое обращение к “Slaying the Dreamer”. Ах...уплываю в Century Child. “Leave me be”… Снова сменился мотив. Это потрясающе!!! Если забыть о “Сирене”, это моя любимая. Навеки! Ух, какой рифф на “See me ruined” . Ах, какая гитара следом. Я погружаюсь и уплываю. Океан бушует… и не только на обложке. Ах, снова. Ударные и гитары. Гав!! “Dead boy’s alive”…Молодец Марко! Оп-па и Тарья туда же! Потрясающий диалог! А текст-то! Черт! Услышать бы это на концерте.
Ghost Love Score. Так-так, напротив этой песенки сам Маэстро изображен… не спроста - ох, не спроста… Песню весьма хвалили достопочтенные админы с nightwish.com.ru. Оркестр и правда неплох. Но где-то это было! Ну конечно, в “Красоте чудовища”! Тогда помню, та песня мне понравилась. “My fall will be for you”… Хор и Тарья! Вот... уже лучше… такого не было… Раньше на первом плане все-таки Тарья была. Ах, если бы вместо хора была клонированная Тарья! Экономичнее же, а на концерте все равно хор под фанеру пойдет.
Да, про “Подмосковные вечера” уже было замечено. Но думаю это всего лишь популярный во все времена ход по тоническому трезвучию – “до–ми–соль-ми-до” (если меня слух не подводит). А у гитар эта темка лучше получила сь, чем у Тарьи…. Кажется эта песня знаменита своим оркестром… Ну по этому поводу выскажусь дальше… “Bring me home or leave me be”… Вот потрясающий напев. Из-за него я буду любить это песню. “Take me” ... И следующий хорош. Чем ни ария из метал-оперы. В трех частях ария... Это масштабно и достойно… ну может даже Мариинки.
Kuolema Tekee Taiteitijan. И этого я тоже ждала. Признаюсь, когда-то “Eramaajarvi” просто очаровала меня. Тогда я влюбилась в финский язык. Но мне почему-то казалась, что это будет ритмичный тяжелячок, чтоб окончательно добить слушателей.;) Нет, снова медляк. Но в “Eramaajarvi” были акустические гитары.
А тут виолончель (опять же, если меня не поводит слух). “Сикси-микси” поначалу ( до того как перевод прочитаешь) смешат. Вот и думай, чего же такого в этой песне, что заставило Маэстро сказать это на родном языке.
Higher Than Hope. Что такое дует и завывает? Ах да, я ж на море! А нет, это песня такая. А вот они, гитарки акустические, долгожданные. Так, я сама не ожидала, но эта напевная мелодия отныне моя любимейшая песня на этом альбоме. Почему? Есть ли в ней что-то от старенького.. Может… но почему тогда она не кажется знакомой и привычной. Или меня покоряет именно новое звучание? Нет… я уже поняла, в какую сторону идет группа. Что же?! Вокал Тарьи – я не знаю, что о нем сказать, остальные инструменты.. я не могу их разделить. Это песня, просто песня, неделимая, тем и прекрасная. Нет такого ощущения, что “всё нормуль”, как в “Planet Hell”, нет и такого что чего-то не хватает (“Dead Gardens”) или что-то не так, как должно быть (“The Siren”). И брюлановский голос совсем не экзотика... просто песня. И только вой ветра над морем.

Это были так сказать ощущения. Теперь сформулирую свою мысль более четко. Что ж. Первое впечатление “Что-то не то” было сходно с моим впечатлением о Century Child, и я уж было решила, что они просто продолжат предыдущий альбом в глубину. Но нет. Это совсем не Century Child. Им и не пахнет! Да есть пара реминисценций, аллюзий и в лирике, и в музыке, как хотите, но их столько же с остальных альбомов. Но есть какая-то едва уловимая атмосфера, благодаря которой альбом буквально покоряет тех, кто начал свое знакомство с группой с Century Child, и вызывает легкое недоверие у более ранних поклонников.

Это все еще Найтвиш, и не с кем его не спутаешь! Поэтому альбом не кажется уж очень новым и неожиданным. Это был вполне логичный после Century Child шаг (если бы Once шел сразу после OTHAFA, цены бы ему не было!). Но кое-что уже потеряно безвозвратно. Туомас обещал нечто в духе “Оушенборна”. Этого нет. Это абсолютно новое. Симфоническое. Да-да, именно симфоническое. Не опера, а симфония, где главное оркестр, голос Тарьи тоже инструмент. Мне всегда было сложно воспринимать (в отличие от опер) симфонии. Поэтому “Once” и сложный для меня альбом.

Металл всегда был для меня продолжением классики. Посудите сами. Гитары – это все струнные ( струнно-смычковые, струнно-щипковые), клавиши – это рояль и духовые, ударные – это и в Африке ударные;) Теперь “металлюги” повадились приглашать настоящие оркестры. Вот что из этого выходит.

Вокал
GG правильно выразился по поводу вокала Тарьи. Ну не катит, когда она поет медленно и низко. Тарья – это запредельно высокие ноты, сумасшедшая дикция, за которой не угонишься (“Waanderlu-а-а-а-аst”) . Но к середине альбома все вроде становится на свои места, или просто привыкаешь. Помню в каком-то старом интервью на вопрос о месте вокала Вильски на “Оушенборне”, Туомас сказал, что нет, это не вокал в полном смысле… скорее, так, звуковой эффект, не более. Уж не станет ли Тарья таким же звуковым эффектом!
Не знаю, как оценить старания Марко. То, что мне нравится, это конечно, не критерий. Но пожалуй, для той музыки, которую ныне играет группа, он подходит идеально. Его уход из группы (тфу-тфу, тук-тук-тук) может нанести удар сравнимый по силе с уходом Тарьи, мне кажется.

Клавиши
Клавиши! Ау! Где вы?!! Всегда можно отличить кто пишет в группе музыку: клавишник, гитарист, вокалист? Это видно всегда. Раньше музыку Найтвиш и писал клавишник. Но если прислушаться к Once, создается ощущение, что музыку писал... дирижер... Маэстро (извините за каламбур…хе).
Клавиши конечно остались. Но куда девались их соло?! Когда-то это было чуть ли ни визитной карточкой Найтвиш. То немногое, что есть в “Nemo” и “Planet hell”, конечно, умиляет. Они более похожи на живое пианино, чем на синтезатор… А соло пиано так не хватает для живости симфоническому оркестру в любом произведении...

Гитара
Это ли не символ метал-музыки! Эммпу – виртуоз. Всегда к месту и всегда потрясающе. Хотя от его былого стиля игры мало что осталось… Вернее исчез дуэт клавиш и гитары… Но я не могу сказать, что мне это не нравится. Гитары нужны в этом количестве, ибо того требует общая красота песен, тут я не решаюсь спорить с Холопайненом. Они звучат хорошо. Просто по-другому. Хотя по-человечески жаль Эмпу ;) Отдельный респект ему за “Сирену”.

Бас
До прихода Марко мне очень не хватало хорошенькой басовой долбежки. Поэтому “Slaying the Dreamer” сразу стал любимой песней на Century Child. Теперь в чем-чем, а в басах группа недостатка не испытывает. Я рада. Но только бы они как-нибудь не переборщили с этим.

Ударные
Особого “а-ля Раммштайна” я не заметила. Но они замечательно вливаются в музыку (особенно в басы). В целом ситуация аналогична с гитарой. Если что-то и изменилось, то иначе этого и нельзя представить.

Хор
“The choirs were vast”, хе -хе. Ну тут Маэстро всегда был безгрешен. Сплошная гармония и совершенство. Я довольна по крайней мере.

Оркестр
Честно говоря, этим как раз я не довольна. Его слишком много. И во многих местах можно было обойтись без него. Такое нагромождение инструментов неминуемо ведет к однообразию. Ну не может человеческое ухо оценить оригинальность партии каждого инструмента, когда они так перекрываю друг друга. Вот в качестве необычного фона и в небольших количествах очень даже приветствуется ( как это было в Century Child). А здесь его так много, что я никак не могу отделаться от мысли, что присутствую на концерте симфонического оркестра. Что же тогда играть на натвишевском концерте?! То-то на релиз-шоу было так мало новых песен. Впрочем, может оркестр уже просто не воспринимается как новинка…
Единственная песня, где оркестр в тему полностью, это “Ghost Love Score”. Если остальные оркестровки выписаны просто грамотно и воспринимаются как оркестровки, то здесь оркестр звучал в голове Маэстро с самого начала, по формуле “мастерство + любовь = хорошая песня”.
И не думайте, что я “упертая ненавистница” классики в металле. Конечно, ни один синтезатор не заменит живого оркестра, но если оркестр - это фон – не все ли равно. Несколько солирующих инструментов, их выделяющиеся партии – каждый со своим неповторимым тембром, как в “Kuolema Tekee Taiteilijan” и “The Siren” - это просто потрясающе.

Перечитала написанное насчет музыки. Прикинула впечатление, которое это произведет на читателя. Свое отношение к музыке мне понять все же не удается. С одной стороны, полно охов и вздохов на тему: как хорошо было раньше, а что этот дурак сейчас понаписал ;) Тот факт, что моими любимыми песнями оказались именно те, что написаны Холопайненом в соавторстве с Эмпу и Марко, тоже настораживает. Неужели… (боюсь продолжить). Но я знаю, что уже люблю эту музыку и хочу её слушать. С другой стороны, рецензия “ломится” от кавычек, что указывает на некоторую “полусерьезность”, “ломится” и от таких слов, как “потрясающе, восхитительно, прекрасно”! И это, как мне кажется, само по себе потрясающе, восхитительно и прекрасно ;)))))) Что-то меня сегодня тянет неудачно острить.

Лирика
С выходом Century Child я обратила свое “пристальное внимание” на лирику. Тут надо бы продолжить заброшенную нить повествования о том, почему для меня Once “необычный” альбом. Итак, в-третьих, я перед тем, как услышала, уже читала тексты и переводы. Нет, я конечно не о русских переводах – их тогда не было. Я о переводах исключительно в своей голове. Странно кстати, я могу переводить почти без словаря, примерно понимая “кто все-таки на ком стоит”;) То ли, я привыкла к стилю г-на Холопайнена, то ли меня и впрямь за эти годы чему-то научили в школе, то ли сам г-н Холопайнен нашел словарик (или учебник) “более современного” английского языка, чем тот, который он использовал ранее. А вообще перевод найтвишевской лирики на русский - гиблое дело, ибо если переводишь согласно долгу переводчика: все, как оно есть, то получается чепуха. А если начинаешь использовать завышенную лексику и приукрашивать, то нарушается правдоподобие. Единственное, что имеет смысл, это подмена слов таким образом, чтоб сохранялось лирическое чувство (в принципе даже точным значением отдельно взятых фраз можно пренебречь), а в идеале еще чтоб звуки были близки к оригинальным, по крайней мере рифмы и окончания фраз. Что-то я ушла в сторону…
Так вот, лирика уже превосходит музыку. Мне кажется, что в ней куда больше смысла и чувств, чем в музыке (опять же во многом благодаря оркестру;) ). Или же просто настроение лирики мне ближе, чем чувства, внушаемые музыкой. В любом случае лирика замечательная. По сравнению с прошлыми творениями рифм в ней больше ;) Она еще глубже, еще трагичней, еще красивей, чем было раньше. Не могу отделаться от ощущения, что “Холопайнен-композитор” сдает позиции перед “Холопайненом-лириком”. Может тарьины “речитативы” и нужны были для того, чтобы слушатель легче воспринимал тексты?! Опять же, если слушая Wishmaster особо на слух ничего не разберешь, то тут все слышно и понятно. Или я просто начиталась текстов… Да текстами я буквально “учиталась”, теперь я не гадаю, о чем же они поют… “Конец невинности”, как говорится…

По правде говоря, я собиралась сказать о лирике даже больше, чем о музыке. Может, даже реминисценции какие откопать (ну, типа у Therion было “Black sun rising”, но это конечно просто созвучно). Написать о том как “Chest Of Wonders” меняется на “chest of remedy” и многое другое. Но это и так уже шестая страница, и пишу я не обзор всего творчества, а всего лишь рецензию на Once, так что воздержусь от сравнений и параллелей. К тому же вряд ли я найду что-то примечательное.

Осталось подытожить. Свое ощущение от альбома я могу выразить двумя фразами, на первый взгляд противоположными по смыслу, но в общем-то являющиеся отражением одной и той же мысли.


© 2005-2017 "NightWish Music" | Дизайн и контент: WebArtisan.ru