Интервью в 80 вопросах, часть 1 (2000)

Мне приходилось уже писать о Nightwish короткое интервью. Обычно бы этого хватило. Но прошел год после того, как я первый раз услышал их Oceanborn, но он и до сих пор частенько "гостит" у меня в CD плейере. Потому я и решил: наверное, уже написанного будет маловато. Nightwish не делается модным и это неправильно! Тяжмет финского производства с ведущими мелодию клавишными, богиней на вокальных партиях и настолько сильными песнями, что они не оставят вас. Моя задача - выявить черты, которые однозначно отличают Nightwish от других групп, потому я послал клавишнику и создателю группы Туомасу Холопаинену интервью на 80 вопросов. Не на все вопросы он ответил развернуто, как мне бы хотелось, но все же... Перед вами одно из самых больших вместилищ информации о группе. Одна из лучших групп здесь и сейчас, так что милости прошу: читайте, почему это так...

Привет снова! Начну с поздравлений и большое спасибо за Oceanborn, который с удовольствием слушаю до сих пор. Есть много альбомов, которые хороши сначала, но очень быстро заслушиваются. Очень немногим удается удержать слушателя на протяжении такого огромного периода как год. Причем он не лежал на полке, а вертелся в плейере. Какие тебе альбомы - металл или не очень - понравились в этом году?

В этом году, пожалуй , назвал бы Luca Tirilli "King Of The Nordic Twilight", Freedom Call "Stairway To Fairyland", Amorphis "Tuonela" и саундтрек к "Mulan".

Сначала про бизнес: как ваши дела в Штатах? Появился ли контракт для выпуска альбома здесь? Если нет, то рассматривается ли этот вариант?

Нет, такого контракта у нас еще нет. В США много интересных лейблов, потому Oceanborn будет официально выпущен в Штатах в начале 2000 года.

Как сильно США отреагировали на альбом? Много ли у вас писем от поклонников?

На самом деле, очень мало. Я получил парочку писем, там были комментарии по поводу нашей интернет-страницы, но это о ней, а не об альбоме.

Ты уже достаточно наобщался с прессой, причем из разных стран. Скажи, люди из разных стран спрашивают об одном и том же, или же их вопросы различаются сильно?

Ну... Американцы тяготеют к длинным интервью:)))) (как вы уже поняли, это интервью писал американец - GG). А серьезно, не настолько все зависит, кто откуда. Зависит от человека гораздо больше.

Какой самый надоедливый вопрос, который тебе задают?

Я думаю, что это наша биография. Это, в принципе, естественный вопрос, но он настолько объемный, что отвечать на него в каждом интервью надоедает. За прошлую весну я дал около 150 интервью, и в каждом меня просили рассказать историю группы... А, да! Еще я сыт по горло отвечать, написана ли композиция The Carpenter про Иисуса Христа!

А каков ответ на этот вопрос?

Да. Все теперь довольны?.. (смеется)

Я заметил тенденцию у журналов описывать "домашние" (т.е. из одной страны, города) группы более подробно, уделять им больше места, нежели другим. Как ты думаешь, правильное ли это решение, поддерживать принцип "наши лучше, чем другие"?

Это зависит от обстоятельств, что естественно, но я думаю, что приходится иметь дело с фактом: журналы хотят поддержать группы из своей родной страны. Я думаю, что это их право, и даже в какой-то мере обязанность. И ничего плохого в том нет.

А у тебя есть тенденция больше увлекаться творчеством финских групп, чем каких-либо других? (черт, я же больше всего увлекаюсь финскими группами - Jim Raggi)

Во многом это действительно так! Я честно думаю, что финская метал-сцена - это высший класс и у нас есть несколько мощных групп - Amorphis, Stratovarius, Children Of Bodom, Sonata Arctica. Могу назвать еще несколько. Все это носит на себе оттенок патриотизма, но... Ведь у нас действительно есть сцена, которой можно восхищаться!

Ваша музыка, а особенно лирика не являются нормой для сцены - ни финской, ни вообще в метал-музыке. Поэтому я делаю вывод, что в них гораздо больше личных впечатлений. Так что есть кое-какие личные вопросы. Вернемся к началу. Нет, я имею в виду самое начало! Когда и где ты родился?

Родился я на Рождество (католическое, т.е. 25 декабря - GG) 1976 года в маленьком городке, в котором живу и сейчас.

Ты рос в городе или же в сельской местности?

В сельской местности, на самом деле, на старой ферме, несмотря на то, что скота у нас не было. У меня было ощущение, что я живу посреди пустоты в лесах, но это мне подходило. Я и сейчас живу в деревне и она мне по душе. Я себя никогда не смог бы представить живущим в большом городе.

Мне известно, что в Европе, в отличие от США, достаточно возможностей музыкального образования. Финляндия не исключение?

Я думаю, что у нас хорошие возможности получить музыкальное образование - в каждом городе есть музыкальная школа, по всей Финляндии разбросаны консерватории. Правда, ВУЗ университетского уровня только один - Академия им. Сибелиуса.

Как рано ты начал заниматься музыкой. Какой был твой первый инструмент?

Моим первым инструментом было фортепиано, на котором я начал играть в 7 лет. Через год я пошел в музыкальную школу и кларнет стал моим основным инструментом. Я также посещал занятия по теории музыки, пошел в классический оркестр, потом в джазз-группу и фортепиано было моим вторым инструментом.

Какой альбом ты купил первым? Метал-альбом? Поклонником какой группы ты впервые стал и почему?

Первый альбом, который я купил, был LP финской рок-группы. Первый метал-альбом - это Kiss "Asylum". В 1992 году Metallica направила меня на стезю метал-музыки. Их большим поклонником я и был. Ходил на их концерт в Канзас-сити, где я был по студенческой программе обмена, и с тех пор я попался на крючок.

Когда ты решил, что хочешь делать музыку?

Когда два года играл в метал-группе я решил, что хочу что-то сделать сам. Понял, что написание песен - штука как раз по мне.

У многих музыкантов в Штатах есть интересные истории о том, как их семьи реагировали на их музыкальные амбиции. В основном рассказывают ужастики, но... Как твоя семья относилась к музыке, которую ты делал? И что они сейчас думают о Nightwish, когда группа стала популярной?

Мои родители поддерживали меня с самого начала. Извини, никаких страшилок я не расскажу.

Судя по лирике, ты определенно романтичного склада и просто мягкосердечный человек (как не характерно для металла, ай, Туомас - Jim Raggi). Хм, так вот...когда ты в первый раз сильно кем-то увлекся, много тебе лет было?

Тьфу, что за черт... Я вижу, ты серьезно не можешь... Ну, не совсем я взрослым был.

А что тебя увлекло больше всего?

Красота.

Когда праздновал первый большой День Рождения?

В 16.

Ну и как он прошел?

Очень даже.

Какими бы словами описал первый поцелуй?

Влажный.

Кого бы ты назвал своими вдохновителями (с точки зрения клавишных). Я могу припомнить только несколько имен - Йенс Йоханссон и Виталий Куприй.

Йенс Йоханссон действительно велик человек, Вангелис (оригинальное звучание - он гений!) и Китаро (за чувство).

Что ты думаешь о соло-клавишниках, таких как Mortiis и Varg Vikernes, которые полагаются больше на "эмоцию" и "атмосферу", чем на реальные способности к игре на клавишных?

Я думаю, что вся музыка должна базироваться на эмоциях и атмосфере, это как раз то, о чем музыка. Я на самом деле мельком слышал их произведения, но я их уважаю.

А что, если надеть крылья как у летучей мыши, прилепить искусственные уши и нос и пойти выпускать сольные альбомы?

Если ты чувствуешь, что именно так все и должно выглядеть, то иди и делай. Я к этому нейтрален.

Расскажи, пожалуйста, что происходило в твоей жизни, когда история Nightwish только начиналась?

Я только что завершил обязательную военную службу и все еще играл в двух метал-группах. Больше ничего, стоящего упоминания, не происходило...

Я так понимаю, что Nightwish был вначале акустическим проектом? Как в такой принцип вписывался синтезатор?

Да просто великолепно. То, что мы делали, было музыкой для настроения, атмосферичной акустикой и синтезатор очень даже в нее вписывался. А почему нет?

Я так понимаю, что желания издать что-либо из акустического периода у вас нет. Очевидно, ты не обязан думать, что они хоть сколько-нибудь хороши, но не думаешь ли ты, что оставить их без внимания было бы безответственным с точки зрения растущего количества поклонников группы, желающих знать о вас все?

Все, что осталось от того самого периода - это три песни. И поскольку я ума не приложу, где лежат пленки с их записями, то давайте оставим эти песни почить в мире.

А когда пришла Тарья? Еще на раннем акустическом этапе, либо уже позже, когда Nightwish стал метал-группой? Как пришла идея об исполнении с использованием оперного вокала? Вовсе не похоже на то, что ты сунул объявление в музыкальную газету и исполнитель откликнулся... так что признайся: этот тип действительно качественного пения очень редок и в такой музыке он просто что-то невероятное.

Тарья присоединилась потому, что хотела попробовать нечто иное, нежели она делала до того (попса, соул). Уже в акустическом периоде она была членом группы. Однажды она будет оперной певицей, и на данный момент она изучает классическое пение в Академии им. Сибелиуса, которая является высшим музыкальным учебным заведением уровня университета в Финляндии. Она перейдет на специализацию по опере в следующем семестре. Она большой профессионал в своем деле, пока она использует голос по-своему. Перед выступлением на концерте она в течение двух часов разрабатывает голос. Весело слушать ее поющей незамысловатые словечки и "ла-ла-ла" в номере отеля! То же самое применимо и к работе в студии.

Перед тем, как я спрошу о том, как Nightwish стал группой исполняющей мелодичный металл, я хотел бы нечто уточнить. Есть популярный миф о том, что когда был выпущен первый альбом HammerFall, традиционная метал-музыка была мертва и холодна как камень, а они все разбудили... Когда ты впервые решил использовать электрогитары и все остальное, имело ли это какое-то отношение к релизу альбома вышеуказанной группы? Жив или мертв был мелодичный металл в Финляндии в то время?

Мы, собственно, слыхом не слыхивали про HammerFall, когда наша тропинка привела нас в металл. Не было такого решения: "все, идем играть мелодичный металл!". Просто начали писать другие песни - так все и родилось. Просто, как божий день.

Когда вы впервые издали Angels Fall First? Правда ли то, что там были композиции, которые не присутствуют на издании этого же альбома вашим нынешним лейблом Spinefarm? Почему эти песни в официальном издании остались за бортом? Мы их когда-нибудь услышим?

Издан альбом был впервые в ноябре 1997-го. Его демо-версия содержит две песни, не присутствующие на релизе альбома, который был сделан лейблом. Демо-издание - это 500 копий, всего-то. Опять-таки: почили эти песни в бозе.

Когда Angels Fall First был впервые записан, было ли это демо предназначено для того, чтобы привлечь внимание лейблов или прелполагалось как самиздат для себя же?

Это задумывалось как демо, сделанное смеха ради и может быть, в некоторой степени, чтобы привлечь лейблы. А получилось из него то, чего никто не ожидал...

Как вы самостоятельно записали эти песни?

Это друг нам помог. Он просто маг в этом деле, и именно он записал песни в своей студии.

Когда лейбл Spinefarm предложил вам подписать контракт? Проявляли ли к вам интерес другие лейблы?

Это было как раз после записи во время тура другой группы, в которой я играл, Nattvidens Grat. Нам понравились условия контракта Spinefarm, так что мы даже не стали посылать демо куда-нибудь еще.

Каким образом ты узнал, что первый альбом попал в чарты? Что ты делал тогда? Какой была твоя реакция?

Я сидел в своей комнате, когда этот парень из радио назвал меня и сказал, что хотел бы взять у меня интервью, поскольку альбом попал в чарты. Я был шокирован и очень взволнован по этому поводу. Чувство было классное...

По-моему, песни записанные после подписания контракта с лейблом куда лучше, чем те, которые были до. Ты настолько многому научился как композитор, что 4 месяца дали ощутимую разницу, или же дело в том, что черновая пленка писалась быстро и требуется специально настраиваться на вашу музыку?

Я думаю, что я учусь быстро... Я способный... Меня выводили из себя те ошибки, которые мы понаделали, и я не хотел их повторять. Подросли и амбиции в значительной мере, так что мы хотели показать, на что способны.

Как соотносится рисунок на обложке Angels Fall First и название (материал) альбома?

Замечательная фотография. Спокойная, но впитавшая в себя ощущение силы, как и музыка альбома.

Как и принято в вашем стиле, первая композиция, "Elvenpath", довольно быстрая, и за четыре с половиной минуты доносит до слушателя основные темы. Это так вдохновляет и раскручивает эмоционально, что у меня к тебе целый пучок вопросов только по этой одной композиции. Итак, первый: тема напоминает композицию Blind Guardian "Imaginations from the Other Side", но лишь на первый взгляд. Как долго ты знаком с фэнтези?

Всю жизнь и даже больше. Фэнтези в разных ее формах и проявлениях по сей день явлется неотъемлемой частью моей жизни.

Ты очень много ссылаешься в лирике обоих альбомов как на персонажей (в т.ч. и реальной истории), так и на страны и местности. Начиная с Картера в Tutankhamen и Шангри-Ла в заглавной песне альбома, Angels Fall First, и многое, многое другое. Я нахожу это несколько нестандартным наверное потому, что, как кажется, больше никто такого не делает. Какие мысли кроются за всем этим?

Скверная штука, но я так никогда не думал. Никаких слишком уж необычных мыслей за этим не кроется, для меня это вовсе естественно. Использование ссылок делает лирику более интересной и приносит вопросов больше, чем ответов.

Когда я впервые прочитал Властелина Колец, мне было 8 лет, и это изменило всю мою жизнь. Средиземье иногда кажется более реальным, более интересным, чем весь мир вокруг меня. Есть ли какие-то придуманные миры, которые тебя заставляют чувствовать то же самое?

Конечно. Средиземье и мой дом тоже. Я связан со всей фэнтези, которую я читал, но Толкиен во все времена нравился мне больше всех!

Не думаешь ли ты, что построение этих выдуманных фэнтезийных миров не так уж экзотично, как,впрочем, и фантастические приключения, но в конце концов все приходит к более или менее "и жили они долго и счастливо".

Для меня построение - это дело возможностей. Я могу и я создаю все, что захочу и никто у меня этого не заберет. Я не хочу переливать из пустого в порожнее, фэнтези не требуется анализ.

Что скажешь об авторах темной фэнтези, таких как Майкл Муркок и Терри Гудкайнд?

Ну, я больше увлекаюсь фэнтези, которая похожа на сказки, когда принц и красавица всегда будут "жить долго и счастливо". В таких книгах ты занимаешь позицию где-то вне фэнтези чтобы рассмотреть ее под другим углом, а я все-таки в ней внутри.

Какие фильмы, основанные на фэнтези тебе более всего по душе. Например, я бы назвал Conan the Barbarian, Beastmaster I, Willow, The Princess Bride. Пожалуй, все.

У меня любимый - Willow. Похоже на своеобразный замысел по Толкиену, только кого это волнует? Также мне нравится Conan the Barbarian (Конан-Варвар), Princess Bride и Star Wars (Звездные войны), хоть они больше и не фэнтези, а научная фантастика.

А что ты скажешь про Home Gnome? Если бы ты имел возможность переписать всю лирику заново, наш гномий друг был бы удостоен упоминания?

А ты готов поспорить, что был бы! Я не обращаю внимания, когда над моей лирикой смеются. Да я и сам часто смеюсь над ней. И все-таки она написана честно, про вещи, о которых мне хотелось написать и я никогда не думаю о том, влезет ли это в большую металлическую башку или нет. Home Gnome - это Home Gnome. А вот для меня гном - это маленькое мифологическое создание, почти что Санта Клаус в миниатюре. Очаровательное создание.


© 2005-2017 "NightWish Music" | Дизайн и контент: WebArtisan.ru